Несмотря на очевидную экономию после установки счётчиков, когда вместо оплаты по нормативу граждане могли платить за реально потраченное ими количество водного ресурса, пользователям приходится нести также обязанности по содержанию и поверке установленных приборов учёта в конце нормативного периода. Более того, определённые неудобства создавало то, что поверка счетчиков изначально осуществлялась не централизованно, а различными организациями, не всегда добросовестно и честно относящимися к свое деятельности.
Кроме того, собственникам приходилось также следить за тем, чтобы вовремя уведомлять УК о поверке. Иначе пришедшие счёт-фактуры неприятно удивляли плательщиков начисленной по нормативам суммой. Нередко доходило до судебных тяжб, и в итоге год назад Верховный суд России подтвердил отсутствие права у коммунальных организаций требовать актов поверки счетчиков, угрожая начислять плату за горячую и холодную воду по повышенным тарифам в случае отсутствия подтверждения, – сославшись на то обстоятельство, что в настоящее время имеется электронная база данных, а потому коммунальщики сами должны проверять по ней все необходимые данные (так как проверка счётчика уже была проведена) и не требовать от граждан подтверждения их.
По словам эксперта, «Такое решение суда привело к тому, что в 2024 году электронная регистрация стала единственным юридически значимым подтверждением проведения поверки счётчика (Постановление Правительства РФ от 12.04.2023 № 588».
Конечно, от самой поверки никуда не деться. Это всё еще остается обязанностью граждан, хотя многие россияне уже давно уверены, что поверка является только очередной бюрократической волокитой и отличной кормушкой для приближенных к коммунальным службам компаний.
Сейчас в России начал действовать новый ГОСТ на поверку счётчиков горячей и холодной воды. Он определяет все необходимые операции поверки (внешний осмотр, подтверждение соответствия программного обеспечения, опробование и определение относительной погрешности. – Прим. ред.).
С целью полностью уйти от спорных моментов, депутатами Государственной Думы был разработан и внесён на рассмотрение законопроект, в котором предложено, по примеру счётчиков электроэнергии, передать счётчики воды на баланс водоканалов.
«Если закон будет принят, то сам процесс проверки исправности счётчиков будет существенно упрощён и россиянам не придется самим заботиться об этом», — поясняют инициаторы законодательной инициативы.
Инициатива предполагает, в том числе, возложить расходы на поверку счётчиков на коммунальщиков. Правда, гораздо реальнее выглядит вариант с тем, что у людей в счёт-фактурах просто появится новая графа.
Возможно, управляющая компания должна будет заключать со специализированной организацией договор на все квартиры, и уже в рамках этого договора будут производиться поверочные мероприятия без дополнительного обращения собственника, – отметил глава комитета Госдумы по соцполитике Валерий Рязанский.
Стоит также напомнить, что это далеко не новая инициатива. Предложение снять с граждан "бремя поверки" озвучивалось ещё в 2019 году. Тогда тоже сообщалось, что снимать показания счётчиков и следить за состоянием приборов учёта должны ресурсоснабжающие организации, а не жильцы. И соответствующие поправки в законодательство тогда даже поддержал Росстандарт, но ситуация в итоге не изменилась.